В Бразилии на берегах реки Маиси в условиях полной
изоляции живет племя пираха. Они отказываются ассимилироваться с
бразильцами и сохраняют образ жизни собирателей-охотников. К 2000 году
численность племени пираха составляла около 360 человек - они живут
группами по 10-20 человек.
Двое лингвистов - Дэниел Эверетт и его жена Карен - прожили в племени 20 лет и полностью изучили их язык.
Питер Гордон, профессор Колумбийского университета, также изучавший
пираха, утверждает, что представители племени не только не считают, но и
не рисуют: "Нарисовать даже самые обыкновенные прямые линии
потребовало от них невероятных усилий и концентрации внимания. Процесс
рисования сопровождался вздохами и стенаниями". Тем не менее, "совершенно
исключено, что пираха умственно отсталые. У них поразительные
лингвистические и охотничьи навыки, а также отличные способности к
категоризации и ориентировке в пространстве. У пираха отсутствуют
какие-либо признаки задержки умственного развития".
Каков же язык и культура пирахã? Вот их основные признаки
1) Самый бедный в мире набор фонем. Всего три гласных (a, i, o) и восемь
согласных(p, t, k, ', b, g, s, h). Правда, почти каждой из согласных
фонем соответствуют два аллофона. К тому же язык имеет и "свистящую"
версию, употребляемую для передачи сигналов на охоте.
2) Абсолютное отсутствие счета. Все остальные народы мира, сколь
примитивными бы они ни были, умеют считать хотя бы до двух, т.е.,
различают "один", "два" и более двух. Пирахã же не умеют считать даже...
до одного. Они не различают единственности и множественности. Покажите
им один палец и два пальца - и они не увидят разницы. У них имеются
только два соответствующих слова: 1) "маленький / один или немного" и 2)
"большой / много".
Тут следует заметить, что в языке пирахã нет слова "палец" (есть
только "рука"), и они никогда ни на что не показывают пальцем - только
всей кистью руки.
3) Отсутствие восприятия целостности и частности. В языке пирахã нет
слов "весь", "все", "всё", "часть", "некоторые". Если все члены племени
побежали на речку купаться, то рассказ пирахã будет звучать так: "А.
пошел купаться, Б. пошел, В. пошел, большой/много пирахã пошел/пошли".
Также у пирахã нет чувства пропорции. Белые торговцы уже с конца 18
века ведут с ними меновую торговлю и всё дивятся: пирахã может принести
пару перьев попугая и потребовать взамен всю кладь парохода, а может
притащить что-то огромное и дорогое и потребовать за это глоток водки.
4) Отсутствие подчиненности в синтаксисе. Так, фраза "он мне сказал, каким путем он пойдет" на пирахã дословно не переводится.
5) Чрезвычайная бедность местоимений. До недавнего времени у пирахã
скорее всего вообще не было личных местоимений ("я", "ты", "он", "она");
те, которые они употребляют сегодня, совершенно явно заимствованы у
соседей-тупи.
6) Отсутствие отдельных слов для обозначения цветов,. Строго говоря, есть только два слова: "светлый" и "темный".
7) Чрезвычайная бедность понятий родства. Таковых всего три:
"родитель", "ребенок" и "брат/сестра" (без какого-либо различия пола). К
тому же "родитель" означает и деда, бабку и т.д.; "ребенок" - внука, и
т.д. Слов "дядя", "двоюродный брат" и т.п. нет. А так как нет слов, нет и
понятий. Например, половая связь тетки с племянником не считается
инцестом, т.к. нет понятий "тетка" и "племянник".
8) Отсутствие какой-либо коллективной памяти, более давней, чем
личный опыт самого старого из ныне живущих членов племени. Например,
современные пирахã не осознают, что было когда-то время, когда белых
людей в округе вообще не было, что они когда-то пришли.
9) Почти полное отсутствие каких-либо мифов или религиозных
верований. Вся их метафизика основывается исключительно на снах; правда,
даже и тут они не имеют ясного представления о том, что это за мир. Тут
надо заметить, что в языке пирахã нет отдельных слов "мысль" и
"сновидение". "Я сказал", "я подумал" и "я увидел во сне" звучат
одинаково, и лишь контекст позволяет угадать, что имеется в виду.
Никакого намека на миф творения нет. Пирахã живут в настоящем времени и сегодняшним днем.
10) Практически полное отсутствие искусства (узоров нет, тела не
раскрашивают, никаких серег или колец в носу не носят). Следует
заметить, что дети пирахã не имеют игрушек.
11) Отсутствие последовательного суточного ритма жизни. Все остальные
люди днем бодрствуют, а ночью спят. У пирахã же такого нет: они спят в
разное время и понемногу. Захотелось поспать - лег, поспал 15 минут или
часок, встал, пошел на охоту, потом снова немного поспал. Поэтому фраза
"поселок погрузился в мирный сон" к пирахã неприменима.
12) Отсутствие накопления пищи. Никаких лабазов и хранилищ нет. Все
принесенное с охоты мясо немедленно съедается, а если следующая охота
неудачна - ходят голодными до тех пор, пока снова не повезет.
При всем при этом пирахã своей жизнью очень довольны. Они считают
себя самыми обаятельными и привлекательными, а остальных - какими-то
странными недочеловеками. Себя они называют словом, буквально
переводимым как "нормальные люди", а всех не-пирахã (и белых, и других
индейцев) - "мозги набекрень". Интересно, что самые близкие (в
генетическом отношении) к ним индейцы мура когда-то, очевидно, были
такими же, как и они, но затем ассимилировались с соседними племенами,
утратили свой язык - и свою примитивность - и стали "цивилизованными".
Пирахã же остаются такими же, как были, и на мура смотрят свысока.
|